Интернет-казино Grand Casino произвело фурор в игорном мире.
Одно из самых важных нововведений - наличие системы контроля честности всех азартных игр казино. Наличие контроля честности дает возможность полностью уйти в игру, не задумываясь о подтасовке или обмане. В Grand Casino можно пополнить счет и вывести выигрыш большим количеством способов:(SMS, E-gold, Rupay, Яндекс.Деньги, Webmoney,Кредитные карты,...). Теперь азартные игры на деньги стали доступнее.
Предоставлены игры: Рулетка, Покер, Блэкджек, Видео Покер, Игровые автоматы, Кено.
Заранее хочу предупредить вас, что эта статья не сделает из вас супер PERL программиста, но она даст вам некоторые необходимые начальные сведения, которые помогут вам в дальнейшем изучении этого интереснейшего языка программирования.
Эту статью я решил написать, после того как узнал насколько сложно "врубиться" во всё, даже если у вас есть под рукой какое либо пособие по PERL. Везде, уже в самом начале, начинают ссылаться на какие-то загадочные термины и команды, а вам остаётся только удивлённо хлопать глазами, или (если вы всё же что-то поняли) заставить эти программы работать (не "как надо", а вообще!). Эту статью можно было бы назвать "PERL для чайников", если бы она охватывала весь материал, но здесь я ставлю перед собой цель дать вам лишь необходимые начальные понятия, и так сказать "подготовить к дальнейшим сражениям":). Хотя вполне возможно, что в дальнейшем, "по просьбам трудящихся", эта небольшая статья разрастётся в нечто большее.
Итак... начинаем!
Для начала сообщу вам, что PERL необходимо установить на ваш компьютер. Эту, казалось бы, простую операцию некоторые мои знакомые начисто пропускали, а после, написав простенькую программу, долго пытались её запустить...;) Наиболее доступный пакет PERL (на мой взгляд) - это ActivePerl, хотя, этот пакет ориентирован на пользователей Windows, а если у вас UNIX, то можно скачать что нибудь родное с www.perl.com. Так или иначе, вы достанете и поставите себе perl (если уже этого не сделали). Так вот: у вас появится новая папочка "perl", но это вовсе не значит, что все проги нужно помещать именно туда :) Perl, там сидящий, лишь исполняет все ваши гениальные творения с расширением *.pl , а уж где они сами находятся - одному юзеру известно :) (справедливо для пользователей [b]windows[/b] с установленным пакетом ActivePerl, т.к. он ассоциирует файлы *.pl).
Т.к. как эта статья рассчитана в первую очередь на пользователей [b]windows[/b], то считаю себя обязанным рассказать вам, что для программ, исполняемых в этой операционной системе вовсе не обязательно начинать каждую программу со строки:
#!/usr/bin/perl
Всё дело в том, что язык этот создавался на базе ОС UNIX, а эту строку нам пытаются передать в "наследство" от их операционки. Однако вам следует помнить, что на сервере (если вы решите скинуть туда свои проги) может стоять и UNIX.
Теперь немного о методе написания. Советую вам для начала использовать простой блокнот, чтобы запомнить все команды и синтаксис программирования. В дальнейшем, можно использовать какой нибудь редактор, но это уже не спортивно:), и уж тем более нежелательно для тех, кто только знакомится с этим языком программирования, да и программированием вообще.
Практически все руководства по этому языку начинаются с самой простой программы, которая выглядит примерно так:
print ("hello, WORLD!n");
Некоторые из вас уже, наверное, скопировали приведенную программу в свой файл и заметили, что она быстренько открывается и также быстро закрывается. Это связанно с тем, что программа есть программа, и после того как она выполнится - сразу же закроется, поэтому добавьте к программе ещё одну строку с следующим содержанием:
<>;
В итоге всё это примет следующий вид:
print ("hello, WORLD!n"); <>;
... Не так уж и просто выглядит для непосвященного... Даже немного пугающе... Но это только для непосвященных, на самом деле всё - проще некуда! :) Не верится? Сейчас докажу. Во-первых, вам нужно узнать, что print - это команда, которая выводит информацию на стандартный вывод STDOUT (STanDart OUT или, проще говоря - вывод на монитор). Во-вторых, непонятность в виде n - это переход на новую строку (newline), но не программы, как могли бы испугаться некоторые, а информации на экране, т.е. если бы вы продолжили бы текст, заключенный в кавычки, то после этого символа он был бы напечатан с новой строки. А если вам понадобилось бы в самом тексте использовать обратный слеш (шелс:), то перед ним надо поставить еще один шелс. Например:
print "a"; #Команда, после которой Perl #выведет сигнал на SPICER print "\a"; #Perl просто выведет на экран a
Затем хочу вас обрадовать: скобки нафиг не нужны:) Их использование зависит целиком от вашего настроения, хотя в мануалах говорят, что это якобы помогает выделить текст в программе. В общем - кому как больше нравится... Как вы уже наверно догадались - кавычки нужны для заключения в них текста, так что осталось два непонятных пунктика. Но перед тем как остановится на них, считаю необходимым объяснить вам какая бывает информация в Perl. Фундаментальной единицей информации в Perl является скаляр (scalar), т.е. отдельное значение, хранящееся в отдельной переменной.
$a = "hello, world!"; #Присвоить переменной $a некий текст $b = 777; #Присвоить переменной $b некое число
В этих переменных хранятся строки, числа и ссылки. При этом необходимо понимать разницу между числами как таковыми и числами, содержащимися в строке.
$abc = "123"; #Число в строке $123 = 123; #Число как таковое
Если вам нужно для вычислений число, то просто не ставьте двойных кавычек.
Точка с запятой в конце каждой строки - это собственно... конец строки, из чего следует, что вы можете написать всю программу в одну строку, но нам что - строк жалко что ли:) Из выше сказанного есть исключение: знак # говорит о том, что всё, что есть в строке после него - это комментарий, и к программе уже не относится. Знак ромб <> - это по умолчанию или, говоря понятным языком - стандартный ввод с монитора (разъясняю: на мониторе появляется запрос, а вводите вы конечно же через клаву. Потом нажимаете ентер и введенное значение уже в переменной Perl, если она была задана). Вся хитрость добавления этого ромба в нашем случае в том, что он будет запрашивать у вас этот ввод, пока вы не нажмете кнопку "enter", а так как в программе не указанно, что делать с этим вводом, то perl о нём просто забудет и станет считать нашу программку завершенной. И врезультате выполнения этой программы мы с вами увидим на своих мониторах текст Hello, world! .
Вам следует уяснить, что программы выполняются построчно, т.е. сначала первая строка, после неё вторая и т.д..
Итак, в первой строке мы выводим предложение ввести имя пользователя. Во второй строке мы его считываем в переменную $name. $name - это, как уже говорилось, скалярная переменная Perl, которая начинается знаком доллара. Забегая вперёд, скажу вам, что кроме переменных, начинающихся с доллара, бывают также массивы (@массив), хэши (%хеш), и ещё несколько видов, о которых пока рано рассказывать. Между переменной и ромбом стоит равенство, это значит, что мы присваиваем переменной результат запроса. В третьей строке мы выводим слово hello, а после него выводим то, что хранилось в переменной $name. В нашем случае это имя, которое мы просили ввести.
Сделаем ещё одно отвлечение, в котором я расскажу вам, что можно делать с переменными... С ними можно делать ВСЁ! И это не преувеличение. Например, возможно такое:
$a = 3; $b = 4; $c = $a+$b; #Сложить две переменные и #присвоить их третьей print $c; # Вывести получившееся число print $a+$b; # тоже самое, только без # привлечения третьей переменной
Надеюсь с этим всё понятно... А пока до некоторых доходит, мы напишем программку, которая выполняет команды ДОС dir. Для тех кто не знает - dir - команда выводящая на экран содержимое директории в которой вы находитесь.
$dos = `dir`; print $dos; <>;
Эта программка считывает в переменную $dos результат выполнения команды dir, которая заключена в обратные кавычки, (если бы это были простые кавычки, то получилась бы не команда, а просто слово) после чего выводит на монитор этот самый результат.
Теперь так сказать вернёмся к нашим баранам, вернее пока лишь к барашкам:) Мы научились выводить на экран необходимый нам текст, получать информацию от пользователя, а так же узнали, что ДОС команды в обратных кавычках будут выполняться как ДОС команды:) Самое время написать программку, которая будет запрашивать не что иное, как эти самые команды:
Из соображений безопасности крайне не рекомендую вводить команду FORMAT, догадайтесь почему:) Из новшеств нужно выделить появление команды chmod(). Эта команда убирает из информации, которую мы получаем в запросе знак новой строки n, который есть там по умолчанию. То, что находится во второй строке - это сокращенная запись двух строк:
$com = <>; #Считать в $com chmod ($com); #Убрать всё лишнее
Выгадываем мы этим всего несколько символов, но ведь всё равно приятно:)
На этом считаю, что первые шаги вы прошли и готовы продолжить тернистый путь изучения Perl.
Часть вторая
Итак вы всё же решили встпть на тернистый путь Perl программиста и полностью испить эту чашу. Ну что ж, похвально. Тогда пришло время познакомить вас с самым главным правилом Пёрл: "Всегда есть несколько способов сделать это!" Может пока это для вас непонятно, но поверьте - в этом вся соль...
Ну и хватит философствовать, пора заняться делом. В предыдущей главе мы остановились на программе, которая считывает введенную дос команду, а затем её выполняет. Если вы помните - я настойчиво не советовал вам вводить дос команду format, и если вы это читаете, то наверняка вы этого не сделали. Но всегда будет опасность того, что вашу прогу запустит кто-то другой. В этом случае нам просто необходимо усовершенствовать нашу программу таким образом, чтобы при вводе команды format как минимум ничего не форматировалось. Задумаемся: как это сделать? Нам нужно посмотреть какая команда была введена, и в соответствии с этим разрешить или запретить её. Т.е. будет поставленно условие, которое будет соблюдаться при получении команды. Рассмотрим как это действует.
If (проверяем условие) { Если всё правильно - сделать одно; } else { Если нет - другое; }
В скобках после оператора IF находится некое условие, которое в результате проверки даст нам истину или ложь. Эти два понятия являются основными для Пёрл и поэтому вам придётся смириться с их некоторой "странностью". Истиной в Пёрл является НЕ пустая строка или, если речь идёт о числах, не ноль. Результатом проверки условя и будет 1 или 0. Таким образом, если при поиске в введённой команде слово format , мы получим истину, то выполнится первое действие, заключенное в круглые скобки и называемое блоком операторов (например можно вывести строку с сообщением об ошибке) иначе выполнится второй блок операторов.
Перед тем как продемонстрировать вам апргейд нашей програмки, хочу обратить ваше внимание на такую конструкцию:
If (условие1) { Первый блок операторов; } Elsif (уловие2){ Второй блок операторов; } Elsif (условие3) { Третий блок; } Else { Четвёртый блок;}
Такая форма записи позволит вам задавать столько условий, сколько понадобится. А теперь - долгожданный апгрейд:
Думаю для вас здесь должно быть понятно всё, кроме того как мы искали в переменной $com слово format. Данный поиск удобнее всего сделать с помоцью поиска по шаблону , но об этом я расскажу позже, а пока... Программа, которую мы написали конечно интересна и даже защищает вас от форматирования, но она пока ецё не удобна - ведь вам приходится каждый раз запускать программу снова. Давайте сделаем так, что бы прога принимала команду, выполняла её и запрашивала новую до тех пор пока мы не введём слово EXIT. В реализации данного вопроса нам понадобитя такая вещь как цикл :
While (условие) { Блок операторов; }
Наверное вам это покажется смешным, но цикл - это тоже основа Пёрл :) В отличаи от условия, цикл один раз выполняет блок операторов, после чего проверяется условие. И если оно истинно, то блок выполняется ещё раз. Иногда для наглядности применяют такую форму записи:
do { Блок операторов; } while условие;
Словами это всё можно было бы сказать так: "Выполнять до тех пор, пока условие истинно" Но как же быть когда нам нужно сказать примерно следующее: "Делать до тех пор пока условие не станет истинным"? В этом случае применяется оператор until . Он имеет свойства обратные while и записывается также: untli(условие){ Блок операторов;}
Или
do { операторы } until условие;
Для закрепления информации приведу вам простейший пример:
print "enter number 20 or 30: "; chmod($com = <>); while ($com <= 50) { $com++; print "$comn";} print "Press "ENTER" to quit"; <>;
Хотя вам наверняка уже всё поняино, :) всё же объясню эту программу. В первой строке мы выводим приглашение ввести число от 20 до 30. Во второй - мы его считываем в переменную $com. С третьей по пятую строку мы задаем цикл условием, которое ставим так: "Верно, пока $com меньше 50", а в блоке операторов сначала прибавляем единицу к нашему числу, а затем печатаем его. Когда цикл завершится мы увидим на экране череду цифр от введенного до 50 (если было введено больше, то ничего интересного не произойдёт) и просьба нажать enter для завершения программы.
А теперь, то ради чего всё это объяснялось - очередной апгрейд:
print "enter comand:"; chomp($com = ); $pri = $com; $com =~ tr/A-Z/a-z/; while ($com ne "exit"){ if ($com =~ /format/){ $bad = "$pri - BAD COMAND! n" x 999; print "$badn"; print "enter comand:"; chomp($com = ); $pri = $com; $com =~ tr/A-Z/a-z/; } else{ print `$com`; print "enter comand:"; chomp($com = ); $pri = $com; $com =~ tr/A-Z/a-z/; } } print "Press ENTER to quit"; <>;
В этой версии нашей программы мы не толоко решили стоящую перед нами задачу, но и добави кое что новое. Если бы мы ввели слово exit большими буквами (или хотя бы одна буква была большой) , то желаемого эффекта мы не получили бы. Четвертая строка переводит наше слово в нижний регистр (делает все буквы маленькими) уже упомянутым методом поиска по шаблону, о котором будет рассказано в следующей главе. Кроме того вас может заинтересовать: зачем мы копируем введенное слово из $pri в $com? Это сделано для того, что бы ичспользовать первоначальный вариант ввода позже. Например вы ввели FoRMaT, после четвёртой строки это будет просто format, но в седьмой строке мы формируем новую переменную, в которой используется первоначальный вариант, предусмотрительно нами сохраненный. Далее, в восьмой строке, и это еще одно новшество, мы выводим полученную переменную 999 раз (чтоб повадно не было! :). Остальное не должно вызвать у вас затруднений, однако если таковые возникли - повторите пройденный материал.
На этом с основами циклов и условий поконченно! В следующей главе мы изучим поиск по шаблону и выясним, почему в предпоследней версии нашей проги мы не использовали перевод символов в нижний регистр, а прога всё равно работает как надо.
На последок даю вам домашнее задание ( Взято из книги Рэндала Шварца "Изучаем Perl" ) :
Напишите программу, которая читает список чисел (каждое из которых записано в отдельной строке), пока не будет прочитано число 999, после чего программа выводит сумму всех этих чисел. (Ни в коем случае не прибавляйте 999!) Например, если вы вводите 1, 2, 3 и 999, программа должна ответить цифрой 6 (1+2+3).
Решение для проверки и для ленивых здесь
Часть третья
Занятная всё таки штука - perl... Вот и вас это захватило, и вы продолжаете путь, полный самоистязания и бессонных ночей... Это всё конечно лирика, но и без этого нельзя...
В этой части я расскажу вам о ещё одной основе перл - поиск по шаблону . Данная тема является основополагающей и пожалуй единственной по которой многие программисты во всем мире используют в своей работе именно перл.
Начну немного издалека... Как вы знаете (или должны узнать) в интернете основой передаваемой инфомации является текст. С помоцью текста формируются html страницы, для осуществления интерактивности вы вводите текстовую информацию в соответствующие поля... Задумайтесь над следующим: сколько раз за всё время пользованием интернет вы заполняли различные формы? Выбирали из открывающихся списков интересующие вас темы? Иногда обработку таких данных можно осуществить с помощью JavaScript, но этот способ не всегда является применимым если речь идёт например о гостевой страничке или проверки регистрационных данных, в общем о том, что нельзя сделать на одной странице, без привлечения посторонних ресурсов. Здесь нам на помощь приходит перл, со своими богатыми возможностями по обработке текста (это и является его основной отличительной чертой и одновременно преимуществом).
Итак представим себе некоторую абстратную задачу - принять от пользователя информацию и как-то на неё среагировать. Например мы просим пользователя ввести название своего любимого языка программирования (perl естественно:) и в соответствии с этим вывести ему фразу наподобии: "Молодец! Уважаю!". М-да... опять лирика... Тем не менее давайте рассмотрим как происходит обработка информации в этом случае.
Основной вариант. Программа принимает значение "perl". Отлично. Обнаружить сходство мы сможем используя следующие приемы:
Казалось бы - какая разница? Однако если в первом случае мы используем стандартное сравнение, то во втором примере - поиск по шаблону. В данном случай шаблоном является
/perl/
С помощью практически неограниченных возможностей поиска по шаблону (или как это ещё называется: использование регулярных выражений) мы можем значительно расширить возможности поиска.
Допустим, пользователь проникся особым уважением к языку перл и ввел его с большой буквы. Первый вариант нам бы тогда не подошел, нам пришлось бы создавать новое условие для поиска Perl с большой буквы:
if ($enter eq ""perl){ if ($enter eq "Perl"){...} } else...
Но в шаблоне нам достаточно добавить модификатор i и шаблон будет вылавливать слово perl невзирая на то какими буквами оно записано:
/perl/i
Пользователь может даже ввести "pErL" и программа всё равно найдет слово. К примеру скажу вам, что подобный трюк например на С++ занял бы не менее десятка строк.
Далее представим себе случай, когда поьзователь мало знакомый с перл ввел pearl (жемчужина) вместо perl:
/pea?rl/i
В данном примере кострукция 'a?' говорит о том что нам подходит случай с буквой 'a' или без неё. А теперь представьте как эти два условия осуществить с помощью стандартного сравнения? Страшно?
Как отдельный пример, не относящийся к нашей программе, рассмотрим замену найденных по шаблону данных. Допустим нам надо заменить в неком файле все слова 'cold' на 'heat' при этом естественно слова такие как 'colder' или 'ashcold' нам земенять ненадо. Замена с помощью регулярных выражений осуществляется в перл следующим методом:
s/old/new/;
То есть мы ищем в тексте 'old' и заменяем его на 'new'. Для нашего примера это будет выглядеть следующим образом:
s/bcoldb/heat/gi;
Поясняю. В той части, где мы описываем фразу для поиска мы применяем ключ /b, который означает границу (начало или конец) слова. В конце у нас добавлены модификаторы g и i. С модификатором i вы уже знакомы, а g означает, что поиск надо проводить многократно. Т.е. если бы мы не поставили g, то был бы произведен поиск и замена только первого найденного cold, а остальные уже остались бы без изменения.
Вот вы и познакомились с основами регулярных выражений. Относительного дальнейшего их изучения я могу привести усредненную цитату из всяких книг по перл: "Полное описание регулярных выражений заняло бы очент много места и поэтому для полного их описания пришлось бы выпускать отдельную книгу". Правы ребята... Главное не заучить несколько формул, а понять саму суть вопроса и тогда самостоятельное состовление шаблонов не представит для вас особого труда.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.